Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией

Согласно системе архаических верований, любой акт магического воздействия включал 3 компонента:
1) идеаторный - мысль, намерение, словесные заклинания исполнителя ритуала, потенциально самодостаточные для оказания непосредственного влияния на объект-мишень;
2) процедурный компонент — способы и средства психофизического воздействия;
3) результат, каковым в случае вредоносной магии считалась одержимость (Malinowsky В., 1955). В наших наблюдениях одержимость в каждом конкретном случае была увязана в субъективной хронологии событий с предшествующим воздействием на личность, т. е. являлась его логическим следствием.

При этом источник и техника воздействия в большинстве случаев соответствовали характеру инкорпорированного в тело жертвы объекта, что позволяло предварительно констатировать существование типологического сходства между магическим мышлением архантропов и глубинными механизмами бредообразования при шизофрении.

Таким образом, представляется логичным рассмотреть историю болезни, являющуюся в каком-то смысле «эталонной» с точки зрения всех тех основополагающих феноменов и принципов языческой культуры, о которых говорилось выше и привлечение которых обеспечивает не только расшифровку поверхностного слоя бреда (симптомов), но и возможность перехода к реконструктивному анализу более крупного плана - симптомо- и синдромокомплексов.

магия при шизофрении

Больной Д , 35 лет (архив 1992 г), русский Родился четвертым по счету из двойни (есть сестра-близнец). Образование среднее специальное. Отслужил в армии полный срок. Работал каменщиком, электриком. С женой в разврде пять лет по причине ревности с его стороны, имеет дочь 12 лет.
Ранее курил гашиш, до 1983 г алкоголизировался, пока добровольно не был «закодирован».

Впервые госпитализирован в психиатрический стационар 30 12 1991 г с указанием на то, что полгода назад появились странности в поведении якобы «стал понимать язык птиц и других животных», говорил, что его могут убить, грозился покончить с собой или отрезать себе руки и ноги. Последнее время ходил обнаженным, не спал, относил хлеб на огород для кормления птиц, был агрессивен к матери, бросался на нее с ножом.

При осмотре первое время контакт затруднен из-за выраженной разорванности мышления и частых обрывов мыслей. Формально ориентирован. Постепенно выяснилось, что считает себя особым «двойным» человеком, у которого два «Я». С детства жил со «смещенным центром тяжести» с одним «Я» он прожил до 14 лет с центром тяжести в правой ноге, затем центр тяжести переместился в левую ногу.

Недавно пошли наплывом воспоминания о том периоде, когда его 14-летний друг-ровесник передал ему знания по ушу и философии, и теперь ему многое открылось.

- Читать далее "Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.