Виды магии. Бред магии у больных шизофренией

В нашем исследовании определение типа магического воздействия оказалось возможным в большинстве клинических наблюдений (85%). Остальные 15% были недифференцируемыми по данному критерию ввиду выпадения процедурного компонента воздействия.

Исходя из цели воздействия, С.А. Токарев (1990) выделяет следующие виды магии:
1) промысловая, в том числе урожайная;
2) вредоносная (колдовство);
3) военная;
4) любовная (половая);
5) лечебно-предохранительная;
6) метеомагия;
7) второстепенные виды магии (зеркальная, числовая).

шизофрения и магия

Корреляции клинических симптомов с видами архаической магии, определявшиеся исходя из цели воздействия по С.А. Токареву (1990), были установлены в 94% случаев. Они отражены в табл. 9. В остальных случаях, не дифференцируемых по данному критерию, воздействие воспринималось пациентами на текущий момент как нейтральное или «пока непонятное» по своей цели, «изучающее» (в порядке какого-то производимого над ними «эксперимента»).

Наиболее многочисленными оказались корреляции с вредоносной и лечебно-предохранительной магией, что объяснялось превалированием в материале выборки (и, очевидно, в популяции больных шизофренией в целом) бреда неблагоприятного воздействия, а также разнообразных защитных приемов, возникающих как ответная реакция на это воздействие. Кроме того, в спонтанной речи и в содержании вербальных галлюцинаций и речедвигательных автоматизмов Сегла были распространены элементы вербальной магии: разнообразные стереотипные просьбы, инвокации, молитвы, заклинания, приказы, загадки-отгадки, поэтика и табулированная хульная речь.

Инвокация - создание предметов путем их словесного называния — рассматривалась в архаической культуре как духовная эманация божества или номинация (Мелетинский Е М., 1976). По этой же причине имя человека издавна наделялось особой магической силой и нередко утаивалось от посторонних во избежание колдовства, в обиход же вводилось имя вымышленное. Примером аналогичной магии имени, когда оно может выступать в роли фетиша, служит диалог с одной из наших пациенток в 1985 г. На вопрос о том, как ее зовут, она ответила' «У меня нет имени — мое имя украли птицы». Похищение имени в контексте этого бреда - предпосылка к формированию идей неблагоприятного воздействия со стороны сакрально-тотемных сил, событие, имеющее приоритетность в дискурсе повествования не хронологически (бред воздействия у этой больной появился раньше идеи похищения имени), а магически.

Примерно у 28% больных звучали мотивы числовой магии, основанные на противопоставлении «чета» «нечету», а также наблюдались приемы зеркальной магии, связанные с оперированием принципом симметрии, «левого - правого», чтением и действиями наоборот. Элементы, аналогичные магическим действиям, либо осуществлялись в вербалике и неверба-лике больных непосредственно, либо заключались в паралогичных суждениях.

- Читать далее "Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.