Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
Идентичная антропогония встречается, как ни странно, в мифах папуасов о происхождении первого человека из червя. Уместно еще раз акцентировать внимание на том обстоятельстве, что К., как и у многих других, тотемно-мифологическая развязка основной сюжетной линии развивается из параноидного бреда, содержащего задолго до парафренизации отдельные анимализмы, внешне, казалось бы, мало чем напоминающие первобытную религиозность.
Тем не менее такая преемственность позволяет усматривать в них общий тотемистический корень уже на самых ранних стадиях бредообразования. Впрочем, в структуре паразитарного бреда К. предвестники тотемизации выглядят довольно прозрачно: паразитарная инвазия очень скоро начинает приобретать не просто вредоносный, а преднамеренно сделанный сакральный смысл, атрибутивный для инкорпорации духа тотемного предка в ритуале посвящения.
Обожествление тотема, как и подобает в магической культуре, автоматически переносится на устроителей обряда, маркированных тем же тотемом, так называемых богов. Не случайно в одном ряду «видений» у данной пациентки перечисляются «змеи» и «боги». А дополнительным подтверждением тотемно-посвятительного кода производимого над героиней действа является ее «духовное обогащение» за счет «вложенных в мозг» знаний.
Элементы полового тотемизма (каждый раз в структуре сочетанного тотемизма) отчетливо прослеживались в высказываниях следующего рода. Один больной утверждал, что у него «правая, мужская, сторона тела — ястреб, а левая, женская, — ворона». Другой пациент заявлял, что осенью белые люди воюют с черными, мужчины - с женщинами.
Если к 12 октября женщины не успеют сбросить лягушечью кожу, произойдет катастрофа — женщины начнут рожать только девочек, и наступит матриархат». В обоих случаях налицо ассоциированность пола с определенным животным тотемом.
Зачастую клинические аналогии с тотемизмом намечены лишь в самом общем, «зашифрованном» виде и не поддаются точной дифференциации.
К примеру, в высказывании больного: «Слышу голоса предков и зверей», соседство рядоположных понятий содержит намек на их некую однородность и предполагает парасемантическое сближение «предков» и «зверей». Аналогичным проявлением такого сближения может быть ситуация, когда тестируемый пациент в рисунке «Моя семья» изображает кошку в одной группе с людьми Или другой пример: «голоса» говорят больному, что у него во время еды «хлеб идет прямо в голову, как у птиц, а не по пищеводу».
Даже если это единственный «орнитоморфный» знак в тексте бреда (а именно так обстояло дело на момент осмотра), ему следует отдать предпочтение как элементу высокой степени семиотичности в пользу тотемистической трактовки данного переживания. Подобного рода единичные архаизмы, рассеянные в тексте бреда и кажущиеся случайными, на самом деле никогда не бывают, как показывает опыт, ни единичными, ни случайными. В развернутом дискурсе бреда, как правило, одно и то же знаковое сообщение мультиплицируется на разных уровнях, что делает возможным собирание фрагментированного рассказа в единое целое.
- Читать далее "Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения"
Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда