Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения

По-видимому, к рудиментам тотемизма следует отнести разнообразные варианты бреда воздействия со стороны определенного металла, камня, химического вещества (например, ртути), различных артефактов (мебели, аппаратов и т. д.). Их следует рассматривать как модернизированные эквиваленты тотемизма в новых технокультурных условиях.

Нередко за актуальной в социально-политическом смысле фразеологией скрываются очень архаичные поведенческие комплексы Невербальные знаки тотемистического поведения и трансляцию их в вербальный дискурс, переплетение символов инициации и тотемизма иллюстрирует следующий пример.

Больной А , 30 лет (архив 1965 г), русский Жалуется на то. что прохожие «бодают» его плечами, ногами с целью сделать уродом Бодают предатели и изменницы Родины Бодая, обрывают ткани лица и рук Выходил на улицу только с газетой - защищаться от «боданий». Всячески избегал людей.

Начал вертеться вокруг деревьев, обхватив ствол, чтоб на дереве оставались «оборванные нити» Дома и в больнице постоянно совершает специфические движения руками - «обрывает нити» «Голоса предателей» советовали перейти на их сторону, но он «агитации» не поддавался. Ощущает, что собеседники при разговоре с ним «отсасывают» его мышцы, совершая характерные движения ртом.

рудименты тотемизма

Вербальное и невербальное поведение данного больного не понятно вне контекста тотемистического посвящения. Параллели с поведением тотема выдают лишь глагол «бодать» и тактильные галлюцинации - ощущения нитевидного линяющего покрова тела, напоминающего шерсть млекопитающих.

Также характерны для животного аутогруминг (обирание, чесание, обмахивание, трение тела о твердые поверхности при линьке) и метка территории. Атрибутивным для ритуала посвящения является имитация тотема, которая достигается магически действующим на пациента «бодающим» окружением, верчением пациента вокруг столба, разрыванием им тканей (обрыванием нитей), символизирующим разотождествление с прежней своей внутренней сутью и отождествление с интериоризируемым тотемным предком, а также с символическим «поглощением» (съедением) пациента.
(Ощущает, что собеседники при разговоре с ним «отсасывают» его мышцы, совершая характерные движения ртом).

Тотемный образ А. воскрешает в нашей памяти древние наскальные изображения, где сцены окружения людей съедаемым тотемом (быками) и вид человека в маске того же тотема-быка нередко соседствуют друг с другом (иллюстрации 4, 5). Кроме того, А., как неофит, подвергается испытанию «соблазном» измены Родины и одерживает моральную победу, преодолевая «соблазн».

- Читать далее "Феноменология тотемизма. Первобытная магия"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.