Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда

Современные истории болезни «с подачи» самих пациентов изобилуют терминологией, отражающей понятийный аппарат как развитых монотеистических религий, так и сравнительно молодых вероучений, что иногда может создавать превратное впечатление всецелой оформленности бреда под их влиянием. Действительно, отрицать внешнее сходство с такими системами и прижизненные заимствования из них невозможно. Однако надо признать, что это сходство носит характер скорее лексический, чем структурно-функциональный.

Историогенетический анализ бреда показывает, и это будет продемонстрировано в следующих разделах, что основная символика и принципы сюжетообразования при этой патологии являются архетипическими и, следовательно, надкультуральными, тогда как детали содержания бреда питаются, преимущественно, представлениями и идеологией, близкими к домонотеистическим религиям.

Вырванные из исконного контекста Библейской истории образы, события или обороты, ставшие расхожими штампами, могут вплетаться в «ткань» бреда, но при этом сами нити, из которых «соткан» материал, неизменно будут образованы и соединены смыслами и причинно-следственными связями, привычными для языческой ментальности. Упомянутые же образы и события из Священной истории, как правило, подвергаются перетолкованиям и искажениям, вплоть до полного извращения первоначального смысла, используясь не теоцентрически, а, напротив, антропоцентрически в качестве «подручного» материала для возведения собственного мифоподобного здания бреда.

шизофренический бред

До боли знакомые каждому психиатру идеи, когда больные называют себя «властелином Земли», «Богом», «Иисусом Христом», «Девой Марией» и т. д., со всей присущей этой болезни эклектичностью импрегнируются в бредовые сюжеты, напоминающие очень далекие от христианства политеистические и шаманские картины мира Несмотря на преобладание в социокультурном окружении больных влияний, с одной стороны, мировых монотеистических религий, с другой — оставшегося от советского наследия атеистического мировоззрения, с третьей - анимизма и пантеизма новомодных для постсоветского пространства восточных религий (метафизического атеизма в смысле отрицания личностного начала Бога), с четвертой — прививаемых на традиционную почву многочисленных западных сект, от обитателей психиатрических больниц часто приходится слышать признания в том, что они общаются с «духами» и «богами».

В результате, если рассмотреть в самом общем виде соотношение встречающихся в клинике языческих элементов и понятий, почерпнутых из православно-христианской традиции (этнообразующей для нашего региона), то численное преимущество явно будет не на стороне второй. Семантика же постоянно повторяющихся при психопатологии природных символов универсальна для большинства культур. Типологически сходными, в силу единого протокультурного источника, являются и поведенческие паттерны мистической сопричастности, представления о душе и духовном мире, его иерархическом устройстве

Таким образом, следует отметить, что наиболее емкими семиосферами при означивании симптомов, составляющих бредосодержащие синдромы шизофрении, является феноменология магии, тотемизма и инициации. Все прочие рассмотренные выше особенности архаического мышления играют подчиненную роль — они если и бывают востребованы при анализе, то лишь для более детального структурирования и интерпретации упомянутых базисных феноменов.

Коль скоро это так, для понимания глубинных взаимодействий между бредовыми симптомами шизофрении и принципов их динамической организации, констеллирования и дальнейшего видоизменения (от греч. syndrome - синдром означает «совместный бег симптомов») было бы интересно проследить, какие генетические отношения связывают эти три кулыуральных феномена. Что с историогенетических позиций первично, а что — вторично? Что является предшественником, а что — относительно более поздним культурным образованием?

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда

    О сайте:

  1. Поиск по сайту
  2. Контакты и пользовательское соглашение

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение