Обычай кастрации в Багирми. Евнушество на Востоке в связи с полигамией
Наиболее широко развит обычай кастрации в Багирми (Центральная Африка).
«В гареме султана Борну было больше чем 200 юношей-евнухов возрастом моложе 20 лет; султан же Багирми имел втрое больше евнухов из несчастных жителей Борну и Канембу, выбранных из наиболее здоровых людей. Даже нравственный шейх Эль Капети имел больше 30 юношей евнухов для службы в покоях своих жен и принцесс».
Нахтигал также сообщает, что наибольшее количество евнухов распространяется из Багирми.
Весьма интересны данные Бурхардта, относящиеся к началу XIX в. Он пишет: «Мне сообщили, что евнухов ввозили в эту местность во время моего пребывания там и что Борга к западу от Дарфура является единственным местом Восточного Судана, где рабов таким образом калечат для экспорта. Однако их количество очень незначительно. Большое производство негров-евнухов находится в Цатвет — Эт-де-Ир (деревушка поблизости Сиута в Верхнем Египте), где живут, главным образом, христиане. Операторами, во время моего пребывания в этой части страны, были два монаха.., у которых был дом, куда доставлялись жертвы. Их профессию презирают даже самые низкие египтяне... Мальчиков выбирают в возрасте от 8 до 12 лет».
Характерно, что оскопителями здесь являются христианские монахи, в то время как египтяне, повидимому не христиане, с презрением относятся к их занятиям.
Изложенное позволяет нам сделать следующее заключение:
1. Полигамия, находившая на Востоке выражение в форме закрытых гаремов, порождает потребность в специальной охране — кастрированных рабах.
2. Развитие меновых отношений и работорговли делают кастрацию коммерчески выгодным предприятием при условии спроса на кастрированных рабов.
3. Развитие ростовщичества и обострение эксплоатации низводит материальное благосостояние народа до нищенского уровня и обусловливает наличие практики «добровольной кастрации родителями детей» через специальных оскопителей и продажу их или отдачу в наем во дворцы.
Последнее соображение основывается на сообщениях Б. Тураева об имевшем место на Древнем Востоке обычае продажи детей в рабство и данных Штента, который пишет, что из всего количества кастратов в Китае 7/8 превращены в евнухов насилием. Родители по причине бедности заставляют совершать над детьми кастрацию и затем определяют их в услужение к богатым людям. Этим Штент объясняет, между прочим, и ненависть, которую большинство кастратов питают к своим отцам.
Самое слово евнух, по китайски «хуань», соответствует понятию служить, исполнять обязанности.
О связи кастрации с нищетой пишет также Бюффон, усматривая в нищете причины, заставляющие родителей оскоплять детей.
Штент приводит случай, когда бедняк, получив отказ в выдаче денег за рваную одежду, тут же оскопился и стал просить работы.
По сведениям Е. Пеликана в Византии в тех случаях, когда фаворитами императоров были скопцы, многие сами себя оскопляли, чтобы получить место при дворе.
В заключение нашей характеристики развития светского евнушества коснемся так называемого «почета» и «уважения», которым, по мнению предшествующих исследователей, будто бы пользовались кастраты в древности.
Нам кажется, что, если можно говорить об известном уважении кастратов и их влиянии, то лишь в связи с их интимной близостью к деспотам, как доверенных в разного рода личных гаремных делах.
В некоторых случаях наиболее одаренные кастраты, используя свою близость к власть имущим, добивались ответственных государственных должностей и обладали большими материальными сокровищами.
- Читать "Храмовое скопчество. Скопчество в храмах древнего Востока"
Оглавление темы "Кастрация и обрезание на Востоке":1. Отношение к кастрации. Отношение к обрезанию
2. Техника обрезания. Гаремное скопчество
3. Групповой брак. Измена женщины
4. Охрана гаремов евнухами. Коммерческая кастрация в древности
5. Древний институт евнухов. Евнушество в Китае
6. Обычай кастрации в Багирми. Евнушество на Востоке в связи с полигамией
7. Храмовое скопчество. Скопчество в храмах древнего Востока
8. Жертвенная кастрация в храмах. Гомосексуальная проституция древности
9. Евнухи Хиджра Индии. Жрецы евнухи
10. Проституция в древних храмах. Возникновение института девства