Имущественно-материальное положение скопцов России. Повод для самокастрации в Евангелии
Об имущественно-материальном состоянии привлеченных к следствию первых скопцов-сектантов дает некоторое представление таблица, составленная нами на основании материалов первого скопческого процесса.
На 14 крестьян приходится лишь двое неимущих, остальные относительно богаты. Напр., Яковлев С. имеет 10 лошадей, 7 коров, 15 овец, 5 свиней; Никулин М. — 9 лошадей, 5 коров и т.д. При этом нужно иметь в виду, что в таблицу включены лишь основные показатели. Совершенно исключены числящиеся по описям ульи, количество хлеба, шуб, хомутов, и различных «коробов».
Как первые скопцы, так и их последующие преемники на протяжении почти двухсотлетнего существования секты, формальный повод для самокастрации находили в Евангелии. Здесь уместно привести наиболее популярные среди скопцов тексты, одновременно подтверждающие ранее высказанное мнение о том, что именно христианство возвело скопчество в степень религиозного подвига.
Касаясь причин возникновения массового религиозного скопчества в России конца XVin — начала XIX вв., следует отметить, что общественные корни его, разветвляясь, идут в двух направлениях.
Не следует забывать при этом и той всеобщей религиозной одержимости, которая возникла в народе, как ответ на безысходную тяжесть и трудность земного бытия России XVIII в.
Скопчество является лишь наиболее ярким проявлением этой религиозной одержимости; оно является наиболее противоречивым видом широко распространявшегося тогда религиозного самоотчуждения.
Разумеется, не случайно уже на скопческом процессе в 1929г. в качестве самооскопившихся выступали зажиточные крестьяне. Богатое крестьянство, стремившееся к дальнейшему подъему своего хозяйства, в крепостном праве и помещичьей эксплоатации встречало преграду для развития собственной эксплоататорской деятельности. Уход же в скопчество позволял, хотя бы частично, разрешить вопросы кулацкого накопления в пределах помещичье-крепостного строя.
Скопчество представляло собой способ быстрого обогащения. Втянутый в скопчество крестьянин-бедняк и изуродованный физически на всю жизнь оставался рабом экономически влиятельного пророка: клеймо физического уродства не позволяло при этом порвать роковой союз. Наконец, самокастрация исключала заботу о семье и необходимость делить имущество.
Что же касается остального крестьянства, то, кроме общих причин, определявших массовое развитие аскетизма, следует, по нашему мнению, считать одной из главнейших субъективно осознаваемых причин скопчества — бремя семьи в условиях крепостного права.
Скопческие ячейки, или «корабли», оправдав себя как форма экономической организации части крестьянства, вскоре перешли в город, найдя в среде купечества, городского мещанства, солдат основные кадры прозелитов.
Распространяя среди эксплоатируемых им бедняков идею скопчества, вербуя их в секту и уродуя физически, купец-скопец выколачивал из них несравненно большую прибыль, нежели другие торговые люди.
- Читать далее "Доходы скопцов России. Экономические интересы скопцов"
Оглавление темы "Скопчество в России":1. Развитие евнушества в обществе. Религиозный экстаз
2. Облегчение физического труда после кастрации. Скопчество в древнем Риме
3. Самокастрация в Римской империи. Происхождение самокастрации в рабовладельческих обществах
4. Российские скопцы. Секта скопцов России
5. Мотивы религиозной самокастрации в России. Андрей Блохин как представитель скопцов
6. Имущественно-материальное положение скопцов России. Повод для самокастрации в Евангелии
7. Доходы скопцов России. Экономические интересы скопцов
8. Скопец император Петр III. Высокое происхождение скопчества в России
9. Легенды царского происхождения скопцов. Скопец Селиванов
10. Скопческий культ. Религиозный культ русских скопцов