Скопческий культ. Религиозный культ русских скопцов

Основным фактором, гарантирующим спасение, является, по понятиям скопцов, абсолютное воздержание от половой жизни, что может быть достигнуто только путем оскопления, т.е. обрезания детородных органов.

До гробовой доски надо всей плоти своей бояться, и иной, скопивши своей плоти некую часть, да говорит: „Я теперече прав". Нет, еще хорошенько коня направь, чтобы всево не увез, и вожжи не покидай из рук по смерть; и не верь коню, что смирен, а сиди, не дремя, а всегда в небо гляди и на то надейся, что семьдесят лет богу служили, и не верьте плоти — ни молодой, ни старой: при смерти обманет.

Так-то иной конь, чуть жив и со двора не может сойти, а того и гляди, что ушибет; так-то и иной простяк „скопится" да и говорит: „Ну, теперь я оскопился", а глядишь, к запрещенному древу к смертному подкатился да и говорит: „Сестрица, я теперь бессомненной. Мы теперь про бога можем говорить". А глядишь, на обоих платье и горит...»

Следующим по важности моментом после оскопления в скопческом культе нужно считать радения, назначение которых, с одной стороны, славословить господа и ликовать перед ним, с другой — убивать грешную плоть.
Мольбища или «беседы» устраиваются чаще всего накануне христианских праздников, в день именин или по указанию пророка.

скопческий культ

Приходящий в «собор» (на беседу) кладет перед образами три земных поклона, крестясь обеими руками, как это вообще принято у скопцов, при этом держит в руках «покров», т.е. платок, сложенный углом. Повернувшись направо, кланяется земным поклоном сначала «братьям», затем «сестрам», говоря при этом: «Здравствуйте, братцы (сестрицы), с милостью божьей, за святые молитвы спаси, господи». Затем отдает четыре поясных поклона на все стороны и садится: мужчины — по правую сторону угла с иконами, женщины — по левую. Мужчины одеты поверх нижнего белья в длинные белые рубашки, подпоясанные пояском, женщины — в обыкновенных цветных платьях и большею частью в белых кофтах.

Беседа начинается общим хоровым пением нескольких распевцев, после чего тот, кто устраивает беседу, т.е. именинник или родственник умершего, если беседа по случаю поминок, обращается к избранному им «брату» с просьбой о пророчестве. «Верные-праведные, попросим сестрицу (такую-то, или братка) о милости божьей». Собрание поддерживает: «Просим» или «Дай, господи». Просимый пророк или пророчица выходит на середину зала («выходит на святую округу»), делает земной поклон и говорит: «Братцы и сестрицы, простите и благословите». Отвечают на это земным поклоном.

На кормилице. По окончании молитвы, считавшейся особо действенной, пророк повторяет три раза: «Христос воскресе», делает небольшую паузу и затем говорит нараспев:

«Благослови, мой батюшка, благослови, мой государь, отец и сын, дух святой, десной, батюшка, рукою наряди меня слугою. Подари своей трубою живогласною, святою, поди, батюшка, со мною, не могу я сам (сама) собою на округу божью стати, пошли своей благодати и живой святой воды. Завладай мной, искупитель, всеми жилами, костями, прикати, агнец божий, со небесными вестями, со духовными радостями».

«И батюшка-искупитель, Александр, свет Иваныч, с Преображенскою горою, и матушка-царица, Акулина, свет, Ивановна, и Мартынушка-пророк, благовестничек Христов, прошу ваш святой покров».

После этого начинается уже пророчество, сначала общее — на тему о грядущих скопцам благах, о всевидении «батюшки-искупителя», о его близком пришествии, о необходимости терпения и веры и т.д., а затем пророчество частное, т.е. каждому в отдельности или некоторым. Пророчество заканчивается словами: «Оставайтесь, праведные, бог с вами, три покрова над вами; доволен дух святой вами; покати, агнец, со словами во седьмые небеса, прости мои немощные телеса». Затем начинается радение; если же обстоятельства не позволяют радеть, его заменяют общим чаепитием. По степени важности радения в скопческом богоугождении занимают второе место после оскопления. В народе они известны под названием «скаканий» или «кружений»; сами же скопцы называли их «духовною банею», «пивом духовным, чувствительным» («пивушко то человек плотскими устами не пьет, а пьян живет»), «божьей работою», «израильской», и т.д.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Скопчество в России":
1. Развитие евнушества в обществе. Религиозный экстаз
2. Облегчение физического труда после кастрации. Скопчество в древнем Риме
3. Самокастрация в Римской империи. Происхождение самокастрации в рабовладельческих обществах
4. Российские скопцы. Секта скопцов России
5. Мотивы религиозной самокастрации в России. Андрей Блохин как представитель скопцов
6. Имущественно-материальное положение скопцов России. Повод для самокастрации в Евангелии
7. Доходы скопцов России. Экономические интересы скопцов
8. Скопец император Петр III. Высокое происхождение скопчества в России
9. Легенды царского происхождения скопцов. Скопец Селиванов
10. Скопческий культ. Религиозный культ русских скопцов
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.