Доходы скопцов России. Экономические интересы скопцов

Председатель официальной комиссии, работавший по изучению скопчества в половине XIX в., Липранди, в докладной записке министру внутренних дел, говорит, что скопцы ежегодно на миллионы рублей увеличивают свои капиталы «путем мошеннических оборотов во вред государству». Сущность спекулятивно-финансовых операций скопцов заключалась, судя по записке, в том, что скопцы скупали путем искусственного понижения цен серебряную и вообще мелкую разменную монету и, дождавшись Нижегородской ярмарки, которая всегда требовала большого количества мелкой монеты, продавали ее выше номинальной стоимости.
Уже к концу XVIII и первой четверти XIX в. состояния скопцов торгово-промышленников оценивались в десятки миллионов рублей.

К известным нам скопцам-миллионерам относятся петербургские и московские купцы: почетный гражданин купец Садовников, купцы первой гильдии Антонов, Васильев и Кобычев, купцы других гильдий Никонов, Борисов, Романов, Поповы, Кузнецов, Фролов и т.д. Особенным проворством к вовлечению в скопчество отличались братья-скопцы Лагунины, Солодовников и Ко-стровы. Разумеется, приведенный для примера список ни в какой мере не исчерпывает лиц, обогащавшихся за счет народной нужды и религиозных суеверий.

И в то же время, как это увидим ниже, скопцы-миллионеры стремились сохранить теснейшую связь с мирской средой и в частности с господствующими православными клириками. Сотни тысяч бросали скопцы-миллионеры на позолоту церковных куполов, дарили в храмы золотые ризы, украшенные драгоценностями, серебряные сосуды весом в несколько пудов и т.д. А за это получали, смотря по ценности своих вкладов, ордена, кресты, медали и пр.

Мы видим, таким образом, что мистическая оболочка скопчества прикрывает на деле весьма реальные экономические интересы. К анализу самой идеологии и культа скопцов мы обратимся далее.

В сравнительно короткий период скопцы создают собственную централизованную организацию со множеством разбросанных по всей России скопческих кораблей. Организационный период секты можно считать законченным к первому двадцатилетию XIX в. С этого времени перед нами уже не отдельные группы плохо связанных между собою скопцов, а могущественная организация купечества, кулацкого крестьянства и городского мещанства.

скопцы россии

Первоначальные организаторы скопчества окружаются божественным ореолом, создаются мифы, легенды, и обрисовывается скопческий культ, во многом схожий с культом хлыстов, но приспособленный к идеологии купца и городского мещанина.
Религиозное мировоззрение скопцов выражается в следующих основных положениях.

Первых людей, Адама и Еву, по первоначальному своему плану бог создал по своему образу и подобию. По понятиям скопцов и вообще мистиков XVII—XVIII вв., подобие человеческого образа божескому следует понимать не в телесном, а в духовном смысле. В плотском своем состоянии человек подобен зверю. «Но чем же человек подобен богу? — спрашивает скопец Ермаков уже в наши дни, — ведь не плотью же своею со всеми ее стремлениями и страстями, как верили прежде и как верят еще и теперь люди, находящиеся на низших ступенях развития и наделяющие божество человеческими свойствами? Плотью своею человек тот же зверь, только более способный, более смышленый».

Разумеется, до такой утонченной абстракции большинство скопцов не доходило, а разницу в подобии бога и человека видело лишь в том, что у Адама и Евы впоследствии, в результате грехопадения, появились половые органы, формой напоминающие яблоко и ствол дерева. Таким образом основное различие между человеком и божеством заключается в том, что у последнего отсутствуют детородные органы — источник греховных дел и помыслов.

Для того, чтобы, еще будучи на земле, приобрести ангелоподобный вид и уподобиться божеству, нужно во имя любви к богу отсечь эти символические эмблемы греха наших предков, нужно вырвать «ключи ада», мешающие духу слиться с божеством.
Но к такому простому разрешению вопроса люди пришли не сразу. Для этого богу потребовалось послать на землю своего сына — Христа.

Видя, как гибнет род человеческий, обольщаемый плотскими вожделениями и скоропреходящими земными радостями, отвлекающими души от служения богу на служение дьяволу, Саваоф послал своего сына, Христа, показать людям истинный путь к спасению.
Больших результатов это первое пришествие Христа, однако, не дало. Сын божий обещал притти во второй раз — «в силе и славе».
И он выполнил свое обещание.

- Читать далее "Скопец император Петр III. Высокое происхождение скопчества в России"

Оглавление темы "Скопчество в России":
1. Развитие евнушества в обществе. Религиозный экстаз
2. Облегчение физического труда после кастрации. Скопчество в древнем Риме
3. Самокастрация в Римской империи. Происхождение самокастрации в рабовладельческих обществах
4. Российские скопцы. Секта скопцов России
5. Мотивы религиозной самокастрации в России. Андрей Блохин как представитель скопцов
6. Имущественно-материальное положение скопцов России. Повод для самокастрации в Евангелии
7. Доходы скопцов России. Экономические интересы скопцов
8. Скопец император Петр III. Высокое происхождение скопчества в России
9. Легенды царского происхождения скопцов. Скопец Селиванов
10. Скопческий культ. Религиозный культ русских скопцов
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.