Бред отношения и преследования. Лингвистический оборот - читать мысли в бреде

Бред отношения и преследования, обычно предшествующий бреду воздействия, соотносится с первичным компонентом магии — идеаторным, который включает предваряющие процедуру воздействия намерения, эмоциональный настрой ее исполнителя, как правило, злоумышленный. В пользу этой аналогии свидетельствует клинический факт закономерной трансформации круга преследователей и семиотики преследования (взгляды, реплики, наблюдающие приборы и т. д.) в источник воздействия взглядом, лучами, словом (вербальные галлюцинации), приборами и т. д., что дает право рассматривать бредовые идеи отношения и преследования в качестве эволюционно более поздних производных бреда воздействия, иначе говоря, как своеобразный бред морального и социального воздействия.

С позиций сравнительного клинико-культурального анализа было показано, что преследование означает угрозу магического поглощения некой силой (тотемом, злым духом и т. д.), символика которого указывает на то, что или кто может воздействовать на преследуемого и во что ему суждено обратиться.

Бред отношения, являясь одним из наиболее новых среди всех персекуторных форм, содержит в себе типологические аналогии с проективной магией (указанием), а также магией бросания предметами. В примитивных сообществах (по Элкиму А.П., 1994) бросание могло быть символическим. Лингвистическими рудиментами такой «магии» в быту служат сохранившиеся выражения «бросать взгляды», «ронять реплики», «перебрасываться взглядами, усмешками, намеками». Многие табу на созерцание пьющего или жующего человека связаны с верой в магическую силу взгляда, способного извлечь душу изо рта.

Бредовые идеи отношения неотделимы от коллективно-бессознательных представлений о магизме и субстанциональности воздействия взглядом и жестами. Параноидные умопостроения больного Я. о вглядах-иглометаниях и представления других больных о взгляде как инкорпораторе чего-то инородного очень точно реконструируют этот переходный «мостик» от бреда отношения к бреду физического воздействия, неотъемлемый элемент которого - особый взгляд окружающих, материализуется здесь в предметы, напоминающие магические фетиши колдунов.

бред отношения

Лингвистический оборот читать мысли приложим и к семиотике бреда отношения, в механизмы которого изначально заложена искаженно-этологическая оценка поведения окружающих: их мимика, позы и жесты, а также скрывающиеся за ними намерения должны быть «прочитаны»; они же нередко нередко интерпретируются как способы умышленного психологического воздействия на личность больного, вызывающие у него чуждые ему мысли, ощущения и эмоции. И как бы ни был далек от оккультного лексический аппарат такого пациента, нельзя не признать, что в своей филогенетической основе семиотика подобных переживаний сближается с магией указанием, инициальной или проективной магией. Установка больного на поиск «подтекста» в речи и невербалике окружающих катализирует переход предавтоматического «чтения мыслей» в автоматический. Здесь от мнимовосприятия идеаторно-магической изнанки видимых манипулятивных действий окружающих до признания невидимого дистанционного воздействия, тоже магического, один шаг.

Бредовые высказывания больных о том, что окружающие насмехаются над ними, презирают их, говорят о них уничижительно и т. д., рисуют знакомую всем ранним культурам испытательную ситуацию коллективного суда и социальной смерти, за которой по древней языческой традиции незамедлительно следовала смерть физическая. Сходным образом латентно таящаяся в идеях отношения угроза умерщвления пациента воплощается в дальнейшем развитии у него собственно бреда преследования и «голосов», угрожающих его жизни.

Общность эволюционно-генетического происхождения бреда отношения и бреда воздействия выдает не только их клиническая синтропия и единый алгоритм развертывания, но и возможность актуализации того и другого исключительно в определенных социальных ситуациях. Самый типичный пример — появление у больного «открытости мыслей» сразу при попадании в публичные места. Встречаются параноидные картины, в которых больные начинают слышать «мысли» находящихся поблизости людей и перестают их слышать в одиночестве, вступают в «телепатическое общение» лишь при личной встрече с тем, к кому испытывают эротически окрашенные бредовые переживания; только в общении замечают, как собеседник «движениями губ слизывает частицы их тела» (феномен соматического «отнятия») или «высасывает энергию» Подобные факты обусловленности появления идей воздействия и автоматизмов социально-коммуникативными предпосылками ^являются красноречивыми свидетельствами тесной культурно-генетической смежности бреда отношения и воздействия.

Из всего сказанного следует, что историогенетически бред отношения являет собой один из аспектов или разновидность бреда воздействия, а именно бред социального воздействия.

О типологическом сходстве с архаической магией бреда психического и физического воздействия не будем повторяться, поскольку это подробно освещалось ранее. Напомним только об уже аргументированной целесообразности выделения, по аналогии с бредом воздействия пассивного и активного знака, бреда пассивного и активного колдовства, по аналогии с ауто- и интерметаморфозой, бреда пассивной одержимости и транзитивной разновидности бреда одержимости (интеродержимости), а также бреда активной одержимости (аллоодержимости) и бреда аллометаморфозы, развиваемых в причинно-следственной связи с аллопсихофизическим воздействием.

- Читать далее "Эротически значимый бред отношения. Антагонистический бред и бред значения"

Оглавление темы "Исторический анализ форм бреда":
1. Поливокальный галлюциноз. Феномен внутренней открытости
2. Шперрунги и ментизмы. Ложные узнавания - синдром Капгра
3. Тематические формы бреда. Историогенез тематических форм бреда
4. Бред сделанной болезни. Бред заражения, заразности, отравления
5. Бред физического недостатка — дисморфомания. Аутометаморфозы и дисморфомании
6. Пример дисморфомании. Дисфункциомания у пациентов
7. Бред отношения и преследования. Лингвистический оборот - читать мысли в бреде
8. Эротически значимый бред отношения. Антагонистический бред и бред значения
9. Симбиоз бреда значения. Аффективно конгруэнтные формы бреда
10. Бред чужих родителей. Бред вечных мук и бред преображения мира
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.