Пример тотемистического бреда. Особенности тотемистической шизофрении

Больной М., 17 лет (архив 1993 г.), украинец, младший из двоих детей. Бабушка по отцу психически больной человек. Отец злоупотребляет алкогольными напитками много лет, в состоянии опьянения избивал детей. В один из таких эксцессов наш пациент в результате удара получил сотрясение головного мозга.

Окончил 8 классов с невысокой успеваемостью. Некоторое время работал в тюремном виварии, затем охранником в той же тюрьме Последние полгода занимается перепродажей мелкого товара частным образом. В течение двух лет состоит в гражданском браке с женщиной, на 10 лет старше себя, имеет двоих детей (девочек-близнецов) в возрасте одного года.

Примерно столько же (два года) наблюдаются странности в поведении, грубое обращение с близкими, особенно с мужчинами, которых «всех ненавидит» Сам пациент отмечает, что с 15-летнего возраста ему регулярно снятся волки, а после того, как прекратил работать с собаками, т.е. с ноября 1992 г, у него появился страх волков Уходил из дома, по месяцу бродяжничал Заметил, что за пределами родного города ему становится легче, «как будто это место заколдовано» Лечился у знахарок по поводу своих страхов Летом 1992 г. пытался повеситься, отравиться Необоснованно ревновал жену, а потом вдруг понял, что это ему только кажется

Госпитализирован в психиатрический стационар 04 05 93 При поступлении ориентирован грубо. Беседует формально. Эмоционально подавлен, лицо гипомимичное, голос слабомодулирован Мышление в устной речи с соскальзываниями и паралогическими суждениями Сообщил, волки регулярно являются ему по ночам через окно, всегда по трое, из которых один - вожак У них морда волчья, а тело — человеческое, одеты в мужскую одежду.

тотемистический бред

Говорят одно и то же «Убьем» или «Заберем с собой'» В их присутствие всегда болит голова Днем волки не приходят, но в лицах окружающих мужчин часто видит волчьи морды, иногда кажется, что они называют его «дураком», угрожают убить.
Диагноз шизофрения, параноидная форма, эпизодическое течение, галлюцинаторно-параноидный синдром

В случае больного М. характерными признаками тотемистической инициации являются следующие: своеобразное табуирование привычного места проживания (родной город — «заколдованное место»), уход из дома, бродяжничество, оппозиция к родным (особенно к отцу), суицидальное поведение, особые сны и видения наяву, отображающие загробный мир тотемных предков — волков (они же типичная «тройка» инициаторов-мужчин), а также исходящая от них угроза похищения и смерти.

Их угрозы «Убьем!» и «Заберем!» фактически равнозначны, поскольку находятся в одном семиотическом ряду, что в совокупности с такой деталью, как проникновение людей-волков через нерегламентированный «вход — выход» (окно), говорит об их потустороннем статусе. Это совпадает и с данными культурологии: в мифах всех народов волк, шакал и собака служат типичными проводниками в мир мертвых.
Следует отметить также у М. рудименты ритуалоподобных испытаний — «сделанные» головные боли и инспирируемое «безумие» (больного называют «дураком»).

В приведенном клиническом случае особый интерес представляют два факта: 1) манифестация заболевания М. совпала с его ранним браком и последующим рождением детей-близнецов; 2) в начале манифеста транзиторно возникают бредовые идеи ревности.

Можно предположить, с учетом дальнейшей динамики бреда, что первое событие не проходит бесследно для архаической психики и появление второго «события» — бреда ревности, является в чем-то закономерным, отчасти проистекающим из первого. Дело в том. что в первобытных сообществах близнечность часто рассматривалась как признак более низкого — животного или демонического происхождения. В данном же случае рождение близнецов может неосознанно расцениваться как результат неверности жены, ее сексуальной связи с тотемным родом, а сама жена восприниматься как «волчица-мать». Пробуждение в сознании мифологемы тотемного брака продиктовано потребностью в сокращении слишком большой «дистанции» между рангами партнеров, в том числе возрастного, что и осуществляется в символическом коде бреда — «посвящении в волка».

Идеи тотемного брака, однако, если не считать идей ревности, никак не озвучиваются и в целом остаются как бы «за кадром», хотя в перспективе подобное развитие бредового сюжета с «превращением в волка» самого пациента вполне вероятно.

- Читать далее "Бред чужого при шизофрении. Эволюция бреда чужого в тотемный формат"

Оглавление темы "Женский бред при шизофрении":
1. Посвятительная конструкция бреда. Тотемистическое посвящение
2. Пример тотемистического бреда. Особенности тотемистической шизофрении
3. Бред чужого при шизофрении. Эволюция бреда чужого в тотемный формат
4. Посвящение в героическом мифе. Пример тотемистической динамики бреда
5. Анализ примера героического мифа. Метаморфозы героического бреда при шизофрении
6. Брачное посвящение. Бред женского посвящения при шизофрении
7. Женская шизофрения. Особенности женского бреда
8. Пример женского бреда. Создание галлюцинаторного мира при женской шизофрении
9. Анализ женского бреда. Анализ женских галлюцинаций
10. Бред посвящения при женской шизофрении. Девушка мужского дома - в женском бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.