Интерпретативный характер бреда. Абстрактный и неперсонифицированный характер бреда воздействия

Интерпретативный характер бреда. В эволюционно новых 2 и 3-й группах отмечался сдвиг характера бреда в сторону интерпретативного, хотя у больных 2-й группы примерно с равной частотой наблюдались элементы как чувственного, так и интерпретативного («концептуального» по П. Серье и Ж. Капгра) бреда, что в значительной степени определялось степенью остроты состояния и типом течения болезни.

У представителей эволюционно новой 3-й группы в разные периоды болезни превалировал либо острый интерпретативный («предположительный», «вопросительный» по П. Серье и Ж. Капгра) либо хронический интерпретативный бред.

Абстрактный и неперсонифицированный характер бреда воздействия. Тенденция распада атрибутивной для архаического бреда трехчленной системы воздействия, состоящей из источника, процедуры и его результата, достигала наибольшей выраженности по каждому из компонентов в наблюдениях 3-й группы. Подавляющее большинство больных либо вообще никак не идентифицировало источник воздействия, отзываясь о нем как о неопределенной безличной силе, либо облекало его в абстрактные фантастические образы: «инопланетяне», «параллельные миры», «высший разум», «астральные сущности», «отрицательная психическая энергия, накапливаемая в атмосфере».

Такая «безагресность» воздействия отчасти и обусловливала социально неопасный стиль поведения этих пациентов, с одной стороны, и толерантное отношение к ним со стороны микросоциума — с другой. Окружающие, хотя и замечали некоторую странность поведения этих лиц, старались его рационализировать и инициировали консультацию специалиста лишь в крайних случаях.

характер бреда

Неконтагиозность (дистанционностъ) воздействия. У подавляющего большинства представителей 3-й группы (49 больных, из них 48 мужчин и 1 женщина (94%)) источник воздействия проецировался за пределы обычной чувственной досягаемости; в силу этого бред воздействия в отличие от контагиозного архаического бреда принимал дистанционный характер. В 27 наблюдениях (более половины) признак дистанционности воздействия был сопряжен с космической проекцией. Достоверные различия в распределении бреда космического воздействия среди всех выделенных групп выборки получены по коэффициенту полового диморфизма — у 109 мужчин (52%) и 21 женщины (10%) (К > 1) соответственно, что должно свидетельствовать об относительной социокультуральной новизне этой фабулы.

Психический и полевой (непредметный) характер воздействия. Если для архаического бреда атрибутивно контагиозное физическое или, чаше, психофизическое воздействие, опосредованное каким-то существом или заколдованным предметом, то в исторически новом бреде такая предметность практически утрачивалась. В 3-й группе не было ни одного случая воздействия вовне или тем более внутри тела пациента, опосредованного манипуляцией магическими предметами или ядом. Исключением могло служить лишь одно наблюдение с бредом сделанной болезни, в котором вещественность воздействия (если вообще о таковой можно было говорить) проявлялась на уровне микроинвазии (умышленного заражения стафилококком).

В остальных 50 наблюдениях речь шла исключительно о полевом характере воздействия, который подразделялся на сугубо психический тип воздействия (мыслями, чувствами, пси-энергиями, экстрасенсорными способностями, астральными телами), техногенный тип воздействия (радиацией, лазерными лучами, электромагнитными или лептонными полями, ультразвуком) и смешанный. В последнем случае больные говорили о психотехногенном контроле над ними или воздействии на них лучами, мыслями, полями, испускаемыми какими-то приборами; о том, кто и как управляет приборами, говорилось неопределенно. Конкретная персонификация подобного бреда была в большей степени свойственна представителям 2-й группы по сравнению с представителями 3-й группы.

В некоторых случаях бреда в полном соответствии с описанным нами ранее принципом уподобления субъекта бредового влияния объекту влияния полевое воздействие на больного вызывало такую же полевую дезинтегрированность в его организме. Идеи «полевой» аутометаморфозы касались изменений не видимого физического тела больных, а их так называемого психического (тонкого, астрального, ментального) тела. Так, один больной с бредом «сделанной» болезни утверждал: «Экстрасенс перепутал мне меридианы, каналы тонкого тела и сами тонкие тела. Мое тонкое тело, как перешитое одеяло: где-то распорото, где-то зашито и стянуто, зажато. Все в тонком теле перекручено, энергия не поступает в мозг, не движется по меридианам, потому что они закупорены».

- Читать далее "Лаконичность бредовой конструкции. Невраждебный характер персекуторного бреда"

Оглавление темы "Эволюция бредовых форм":
1. Бред пересотворения и цереброптозомания. Глоссофагомания
2. Синдром коро. Пример синдрома коро с транссексуализмом
3. Бредовые формы ориентированные вовне. Эволюционная приоритетность архаического бреда
4. Эволюционно-генетическая приоритетность бреда колдовства и одержимости. Трехчленная конструкция воздействия
5. Критерии эволюционного возраста бреда. Патоморфоз пароноидной шизофрении
6. Маркеры изменчивости пароноидной шизофрении. Неразвернутый (преимущественно, мономорфный) характер автоматизмов
7. Соматический автоматизм. Дискретный характер автоматизмов
8. Интерпретативный характер бреда. Абстрактный и неперсонифицированный характер бреда воздействия
9. Лаконичность бредовой конструкции. Невраждебный характер персекуторного бреда
10. Ассимиляция новейших социокультурных достижений. Антиципация новейших техногенных достижений
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.