Бред и уровень интеллекта. Историогенетический подход в психиатрии

Не встречает всеобщей поддержки утверждение некоторых авторов (Меграбян А.А., 1984) о том, что архаическому бреду подвержены больные с невысоким уровнем интеллекта в силу их повышенной внушаемости в отношении культурных пережитков, что, по мнению сторонников этой точки зрения, должно свидетельствовать о преимущественно экзогенной обусловленности данных форм бреда.

Но еще Е.Н. Каменева, А.И. Кудинов (1940), И.А. Полищук (1976) заключали, что архаическая окраска бреда не всегда зависит от интеллектуального и образовательного уровня больных. На иррациональность, чуждость бреда и галлюцинаций по отношению к интактной сфере сознания больного указывали также В.Х. Кандинский (1890), К. Ясперс (1996), Н. Еу (1954).

Накопившиеся вопросы дают основания думать о существовании в комплексе детерминирующих бредовую структуру причин бессознательных историогенетических факторов, о чем высказывались в своих гипотезах еще основоположники учения о шизофрении Е. Bleuler (1911) и Е. Kraepelin(1920).

Преодоление господствующего длительное время в медицине картезианского принципа «психофизического параллелизма» стало возможным благодаря экстраполяции данных биологии в социальные науки. В частности, плодотворной оказалась идея о том, что эволюция биологическая и эволюция культурная формализуются по одним и тем же законам (Lumsden Ch., Wilson E.O., 1981).

интеллект и бред

Однако практически историогенетический подход в психологии и психиатрии стал выделяться из общего русла филогенетического направления гораздо раньше того момента, когда главный принцип Геккеля был перефразирован применительно к психической деятельности следующим образом: онтогенез повторяет в общих чертах историогенез мышления.

Л.С. Выготский в 1934 г. писал, что явления психического распада в клинике могут изучаться как средства реконструкции этапов развития познавательных процессов в историогенезе. Утверждение принципов историзма в психиатрии сопряжено с успехами этнографии, первой указавшей на сходство некоторых феноменов первобытной культуры с определенными типами аномального поведения (Tylor E.B., 1871; Morgan L., 1877).

Причины этого сходства коренятся, по мнению Е.А. Шевалева (1930), в общности законов мышления, характеризующихся сверхдетерминизмом, синкретизмом, мифопоэтикой, магической защитой словом, символикой, что позволило ему рассматривать архаическое прелогическое мышление как разновидность паралогического.

Н. Levi-Bruhle (1922) считал главным отличием прелогического мышления особые причинно-следственные отношения между всеми предметами и явлениями, ассоциированные коллективными представлениями — «сопричастность», термин, близкий этнографическим понятиям «симпатической магии» по Дж. Фрезеру (1986) и «анимизму» Е.В. Tylor (1871).

Позднее К. Levi-Strauss (1972, 1985) показал, что архаическое мышление не может быть отождествляемо с патологическим, поскольку представляет собой качественно иной тип мышления со своими законами, логикой, подчиненностью принципу бинарных оппозиций. Об этом свидетельствуют и факты о возможном сосуществовании мифологической, образной системы мира с эмпирической деятельностью, хотя в историогенезе развитие первой предшествует становлению рационального мышления.

- Читать далее "Магическое мышление. Бред - как защита невротиков"

Оглавление темы "Хронический бред как причина шизофрении":
1. Эволюционизм в психоневрологии. Попытки изучения шизофрении
2. Формы шизофрении. Взаимосвязь между формами шизофрении
3. Бред самообвинения. Филогенез бредовых симптомов
4. Определение бреда. Формирование бреда
5. Сходство бреда. Социо-культуральные причины бреда
6. Бред и уровень интеллекта. Историогенетический подход в психиатрии
7. Магическое мышление. Бред - как защита невротиков
8. Шизофрения как приспособление. Манифестация шизофрении
9. Фармакологическое моделирование шизофрении. Изменение типа мышления при шизофрении
10. Классификация хронического бреда. Сущность бреда при шизофрении

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение