Магическое мышление. Бред - как защита невротиков
По мнению многих ученых, магическое мышление было необходимым условием выживания в ситуациях тотальной угрозы на ранних этапах антропосоциогенеза благодаря своим адаптивным свойствам. С.Н. Давыденков (1947) усматривал в опасениях перед этой угрозой причину первобытных верований в одухотворение всех предметов и явлений (анимизм), удовлетворяющих потребность в объяснении абсурдного по смыслу, но психотерапевтически эффективного стихийного ритуала.
Последний всегда содержит в качестве первичного звена какое-то инстинктивное действие в ответ на фобический стимул. Нейрофизиологический смысл такого действия заключается в создании нового пункта возбуждения в коре головного мозга, погашающего по принципу отрицательной индукции застойный очаг. Успех же ритуала приписывался человеком некой магической силе. Этим универсальным механизмом автор объясняет сходство ритуалов во всех примитивных культурах мира и обосновывает общность законов психогенеза для человечества как единого рода.
Проводя параллели между защитными ритуалами невротиков, страдающих навязчивостями, и магическими приемами архантропов, С.Н. Давыденков указывает на их типологическое, а в некоторых случаях «зеркальное» сходство. Он подчеркивает, что в закреплении этих адаптивных механизмов решающую роль играла преемственность между поколениями, сменившая генетическую наследственность. Эти идеи получили дальнейшее развитие в работах современных авторов, исследующих надбиологические факторы адаптации и регуляции человеческой деятельности в истории, наиболее универсальные механизмы которых аккумулирует в себе культура.
Последняя рассматривается как устойчивая система символов и поведенческих программ (обычаев, ценностных ориентации, этических норм, табу), составляющих «социальную наследственность» (Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г., 1976; Степин B.C., 1989).
На оживление культуральных реликтов в структуре различной психопатологии указывают многие отечественные и зарубежные авторы. Так, М.Д. Урюпиной (1974) исследованы истерические проявления одержимости «икоткой» у зырян (коренных жителей Пермской области) — злым духом, принимающим, согласно местным поверьям, вид мухи, зайца или собаки.
N.A. Kornetov et al. (1992) также рассматривают архаическую символику, «магические» действия, мифопоэтику у больных реактивной депрессией в качестве иррациональной, регрессивной защиты. Ряд симптомов в их наблюдениях моделировал пережиточные черты табу, мифов и ритуалов, а также верования в новую жизнь после смерти («второе рождение»); поведение больных было ориентировано на специально установленные ими дни поминовения усопших (идущее вразрез с православным календарем), во время которых отмечались галлюцинаторное видение умерших, своеобразный мутизм, напоминающий «обет молчания», заклинания, нацеленные на освобождение от «одержимости» духом умершего.
R. Littlewood (1991) полагает, что многие состояния, обнаруживающие сходство с паттернами первобытных ритуалов и интерпретируемые в клинике как «невроз», есть своего рода их фенокопии в условиях урбанизации и распада традиционной культуры. В своей позиции автор исходит из того, что ритуальная система играла роль психологической опоры, отсутствие которой высвобождает болезнь и вынуждает индивида защищаться «негодными средствами».
- Читать далее "Шизофрения как приспособление. Манифестация шизофрении"
Оглавление темы "Хронический бред как причина шизофрении":- Эволюционизм в психоневрологии. Попытки изучения шизофрении
- Формы шизофрении. Взаимосвязь между формами шизофрении
- Бред самообвинения. Филогенез бредовых симптомов
- Определение бреда. Формирование бреда
- Сходство бреда. Социо-культуральные причины бреда
- Бред и уровень интеллекта. Историогенетический подход в психиатрии
- Магическое мышление. Бред - как защита невротиков
- Шизофрения как приспособление. Манифестация шизофрении
- Фармакологическое моделирование шизофрении. Изменение типа мышления при шизофрении
- Классификация хронического бреда. Сущность бреда при шизофрении
- Пора избавляться от мифов о шизофрении